VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Пределы осуществления гражданских прав проблемы теории и практики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001692
Тема: Пределы осуществления гражданских прав проблемы теории и практики
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал)
кафедра правоведения



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА МАГИСТРА

ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

                                                          Работу выполнил:


                                                          Научный руководитель:
                                                          
                                                          
                                                          Рецензент:
                                                          





Допущено к защите:

заведующий кафедрой правоведения
доктор политических наук, профессор

_____________________ Ф.И.О. 

______________________ 2016 г. 

Выпускная квалификационная работа бакалавра защищена

Оценка: _________ECTS _________ 

Председатель ГЭК
______________________________ 

_______________________ 2016 г. 


Севастополь – 2016 год
     
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……….……………………………………….………………................ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ……………………………………….………………………………………9 1.1.Институт становления  права .....…………………………………………….........9
1.2.Основные теории возникновения права …………………………………………20
ГЛАВА II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
 В СОВРЕМЕННОМ  МИРЕ ...…………………………………………………..…28
2.1.Гражданское право в западной правовой системе ...…………………….……...28
2.2.Возникновение концепции гражданского права в России ...…………………...44
2.3.Методология толкования и применения актов гражданского             законодательства …….………………………………………………………………..54
ГЛАВА III. ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ                          ПРАВ ...……………………………………………………………………………...…63 
3.1.Предел осуществления гражданских прав согласно законодательства Российской Федерации ………………………………………………………….……63
3.2.Нарушение пределов осуществления гражданских прав: шикана, недозволенные средства, а также последствия нарушения пределов гражданских прав……………………………………………………………………………………..68
3.3.Пути усовершенствования осуществления гражданских прав ………………...87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………...93 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….……..…98

     
ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность. Актуальность темы исследования данной работы можно выделить в рассмотрении и подробном изучении пределов осуществления субъективных гражданских прав. Эти пределы определяются для всех правомочных лиц законодательно. При этом происходит регулирование деятельности по реализации возможностей при осуществлении субъектом данного права. 
     Обычно гражданское право предоставляет каждому субъекту свободу выбора прав и их осуществлений. Однако оно не есть вседозволенность. Гражданское право может и должно содержать в себе так же и запрещающие нормы. Осуществление субъективного права представляет собой использование возможностей, заключенных в содержании данного права с соблюдением определенных пределов.
     Осуществление гражданских прав может быть обозначено в самом общем виде через правовые принципы, а также - пределы осуществления гражданских прав. Основными функциями права становится регулирование законного поведения субъектов и защита их от незаконного.  
     Принципы осуществления права направлены на регулирование правомерного поведения, следовательно, они должны показывать: как можно поступать при осуществлении гражданских прав. Пределы же, наоборот, охраняют право, предостерегают от возможности нарушения права, то есть показывают: что делать нельзя. Следовательно, основными факторами, влияющими на формирование модели правомерного осуществления субъективных гражданских прав, являются принципы и пределы осуществления гражданских прав.
     Действующее законодательство определяет общие пределы осуществления субъективных прав путем закрепления их в общих принципах гражданского права. Любое ограничение гражданских прав должно прямо указываться в конкретных нормах и быть направлено на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ). В гражданском обороте пределы осуществления субъективных прав предусматриваются в нормах законодательства и в заключаемых на их основе сделках. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ). В некоторых случаях установленные частные пределы осуществления гражданских прав затрагивают права и интересы других субъектов и с учетом принципа разумности действий и добросовестности участников гражданских правоотношений должны быть ограничены в определенном объеме или на определенное время.
     Нарушение общих пределов субъективного гражданского права является злоупотреблением правом. Норма Гражданского кодекса РФ прямо указывает на наличие признаков, подпадающих под условия возникновения гражданско-правовой ответственности. Злоупотребление правом представляет собой такие действия другой стороны гражданского оборота, которые, опираясь на формальные нормы действующего законодательства, при его реализации приводят к нарушению прав и охраняемых законом интересов других субъектов права.
     Одной из форм злоупотребления правом является реализация субъективных гражданских прав недозволенными средствами или с использованием субъектами гражданского оборота недозволенных средств его защиты. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин обладает правами и свободами, вытекающими из действующего законодательства государства, гражданином которого он является. Все субъекты гражданского права свободно реализуют свои субъективные права с учетом принципа, что любое ограничение свободной реализации гражданских прав, принадлежащих гражданам и юридическим лицам, должно основываться на законе. В этих условиях действующее законодательство устанавливает определенные требования, которые должны соблюдаться всеми участниками гражданского оборота при их осуществлении. В данном случае можно говорить об общих пределах осуществления гражданских прав, вытекающих из основных начал, текста и смысла гражданского законодательства.
     Во-первых, осуществление гражданских прав не должно нарушать прав и охраняемых законов интересов других лиц при их реализации физическими и юридическими лицами, т.к. они должны действовать разумно, добросовестно и с должной осмотрительностью.
     Во-вторых, все субъекты гражданского оборота должны осуществлять гражданские права в соответствии с их назначением, вытекающим из сущности данного права, которое определяется гражданским законодательством или на его основе самими участниками гражданского правоотношения.
     Гражданское законодательство в ст. 10 ГК РФ указывает на некоторые положения, подпадающие под действия злоупотребления правом. В частности, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на товарных и финансовых рынках. Злоупотребление доминирующим положением - это действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение или ограничение возможности появления других участников гражданского оборота и оказывающие серьезное влияние на формирование общих условий товарного или финансового обращения товаров, работ и услуг. Злоупотребление правом приводит к ущемлению прав и законных интересов других субъектов гражданского оборота, что нарушает нормальное функционирование рыночных отношений.
     При реализации гражданских прав различными субъектами гражданского оборота всегда сталкиваются противоположные интересы сторон и оптимальные варианты их сочетания в рамках действующего законодательства, которые в спорных ситуациях решаются судебным путем. Например, в институте крайней необходимости предусматривается имущественная ответственность невиновных участников данной ситуации, и ее размер устанавливается судом исходя из условий конкретной обстановки.
     Целью данной работы выступает разработка концепции осуществления гражданских прав с позиции пределов и принципов осуществления.
     Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:
     - проведение системного анализа понятий «пределы права» и «пределы осуществления права», «принципы права» и «принципы осуществления права»;
     - определение соотношения категорий пределов осуществления права и принципов осуществления права;
     - решение теоретических проблем, связанных с определением специфических свойств пределов осуществления субъективного гражданского права по сравнению с ограничениями и обременениями права;
     - проведение классификации пределов осуществления гражданских прав;
     - систематизация отраслевых принципов осуществления гражданских прав;
     - разрешение на теоретическом уровне проблем, связанных с наступлением неблагоприятных последствий при ненадлежащем осуществлении права;
     - определение правовой природы злоупотребления субъективным гражданским правом;
     - исследование влияния нравственно-правовых категорий на осуществление субъективного гражданского права; разрешение проблем теоретического характера, связанных с правовой природой категории разумности и добросовестности, проведение классификации пределов осуществления гражданских прав.
     Пределы предотвращают нарушение прав, демонстрируя как не следует поступать при осуществлении прав. Принципы декларативны, пределы же формулируются в форме запретов. И ограничения, и пределы осуществления направлены на установление границ права, но ограничения имеют объектом воздействия возникновение, реализацию и прекращение права, а пределы осуществления влияют на механизм использования права. Ограничения права устанавливаются для предупреждения нарушения жизненно важных прав и законных интересов человека, общества, государства, эти цели строго закреплены федеральным законом.
     Объектом исследования являются пределы осуществления гражданских прав.
     Предметом исследования стали нормативные правовые акты, исследования, научные работы в области пределов осуществления гражданских прав.
     Теоретико-методологической основой написания данной дипломной работы является Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», на основании которого и осуществляется законодательное регулирование данного института. Ввиду новизны института омбудсмена для российского конституционного права основными источниками для написания работы послужили монографии отдельных авторов, сборники статей и материалы по семинарам некоторых общественных правозащитных организаций.  Среди отечественных авторов, чьи работы посвящены изучению проблематики гражданского общества можно отнести В.А. Варывдин, А.Г. Володин, К.С. Гаджиев, Е.Б. Гендзехадзе, З.Т. Голенкова, Б.Я. Замбровский, М.В. Ильин, Б.И. Коваль, И.И. Кравченко, И.Б. Левин, Н.И. Матузов.
     Методы и база исследования. Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики гражданского правоприменения. 
     Практическая значимость исследования заключается в изучении пределов осуществления гражданских прав путём рассмотрения гражданского законодательства Российской Федерации и других стран с развитой гражданской системой права, сравнительный анализ данных систем, проблемы гражданского правоприменения (исторический анализ м древнего мира по современные годы), а также предложения по совершенствованию гражданского законодательства России.
     Достоверность результатов исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими позициями, исходными данными, применением адекватных целям и задачам методов исследования и обработки полученных результатов, валидных методик сбора эмпирической информации, опытной проверкой гипотезы и опорой на количественные и качественные эмпирические данные.
     Структура работы - состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы в количестве 57 источников.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
     
1.1. Институт становления права

     Любое историческое общество рано или поздно начинало испытывать потребность в поддержании порядка. Для этого лучше всего подходило регулирование взаимоотношений с помощью социальных норм. Так появилось социальное регулирование.  
     Его основной задачей стало направление поведения людей, отдельных их групп или общества в целом. Именно регулирование позволяет вводить их деятельность в определенные рамки. 
     На сегодняшний день выделяют два основных вида социального регулирования:
     1. Индивидуальное. Под индивидуальным социальным регулированием понимают упорядочение поведения конкретного лица в конкретном случае. 
     2. Нормативное. Под нормативным социальным регулированием понимают упорядочение поведения людей с помощью общих правил. Основным отличием от индивидуального регулирования, когда рассматривается каждый конкретный случай, здесь применяются образцы, модели подобных случаев, которые распространяются на всех индивидов. 
     Именно появление нормативного социального регулирования стало важным шагом, толчком к возникновению и развитию права. 
      Уже в первобытном обществе появилось некое подобие социального регулирования. Тогда для упорядочения поведения отдельного человека или группы людей использовались нормы-обычаи – некоторые правила поведения, которые в результате многократного повторения в течение длительного времени считались единственно-верными и вошли в привычку каждого. 
     Возникновение этих норм-обычаев были продиктованы необходимостью выживания общины. Они имели значение для всех сторон жизни общины. Многолетние обычаи, которые выросли из накопленного поколения опыт регламентировали хозяйственную жизнь и был, взаимоотношения членов рода или племени, ритуальную деятельность. Именно в это время начинает зарождаться первобытная мораль. Конечно, она сильно отличалась от той, к которой мы привыкли сейчас, но это был важный шаг развития человечества. Это были нерасчлененные, единые нормы, которые сейчас называют Мононормами. В них тесно переплетаются самые разнообразные элементы религии, права, морали [32 стр. 28].  
     Мононормы устанавливали некоторое «первобытное равенство». Они не давали преимуществ одному члену дома перед другими. При этом они предполагали довольно жесткий регламент отношений в первобытном обществе. Подобная тактика была продиктована необходимостью единства рода или племени в противостоянии с силами природы, с другими племенами, которые могли напасть в любой момент. 
     В подобных мононормах оговаривались и права членов рода. Однако по сути они представляли собой оборотную сторону обязанностей. Кроме того, первобытный человек, по сути, жил интересами рода или племени, не имея своих личных предпочтений и интересов, которые мог бы поставить выше потребностей общества. 
     Существующие на тот момент общественная собственность и коллективное производство делали свое дело. Необходимость в совместном решении общих дел создавал все условия для неотделимости индивида от коллектива. Поэтому обычаи воспринимались как нечто само собой разумеющееся, а не противоречащее личным интересам. 
     Тем не менее, возникновение мононорм является важной ступенью в развитии человечества. Они являются своеобразной «точной отсчета», свидетельствуют о выходе человека из животного царства, формировании человеческого сообщества [23 стр.196]. 
     Эти правила соблюдались добровольно, ведь неукоснительное следование им вело к благополучию племени, рода, а значит, и к благополучной и по возможности комфортной жизни каждого члена общины. Конечно, исполнение правил регулировали авторитетные члены общины: старейшины, военачальники, взрослые члены рода. В случае нарушения норм-обычаев следовало наказание, исходившее опять же не от отдельного человека, а от общества в целом. Это могла быть казнь или изгнание непокорного человека из племени (что в конечном итоге так же означало смерть для «одиночки»). 
     Для охраны обычая в первобытном строю использовалось такое средство, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет, который распространялся на всех. Нарушение табу грозило тягчайшим наказанием для любого члена общины. 
      В то же время возникли (пусть и в зачаточной форме) и такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание. Дозволение, основанное на многолетних наблюдениях, использовалось при принятии решений об использовании новой территории или источнике воды. Кроме того, именно данный способ регулирования определял, например, когда собирать тот или иной вид растения, когда начинать охоту на то или иное животное. 
     Позитивное обязывание, в свою очередь, возникло из необходимости регулировать бытовые процессы жизни общества: строительство жилища, приготовление пищи, изготовление различных предметов, розжиг костров и т.д. 
     Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права [49, стр 86].
     Большинство ученых правоведов выделяют два пути возникновения права: восточный и западный. Такой концепции придерживаются  С.С. Алексеев, Пиголкин А.С., Манов Г.Н. и другие.
     Восточный путь происхождения права
     Необходимость вести масштабные работы по обработке земли и орошению, однако при этом низкая орудийная развитость стали толчком для появления особой группы – управленцев. Они отвечали за управление резервными пищевыми фондами, распределением продуктов.
     Становление социальной структуры, а так же возникновение новых должностей в восточном обществе происходило на основе политического неравенства.
     При этом экономика основывалась лишь на государственной и общественной форме собственности. Частная собственность по-прежнему не играет значимой роли.
     При восточном подходе к происхождению права основным источником правовых норм становятся сборники нравственно-религиозных положений. 
     Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха. 
     Западный путь происхождения права
     	Присущ странам, где явно доминировала частная собственность. Именно она устанавливала равенство собственников. Подобный подход к собственности объясняет высокий уровень развития гражданского права. 
     	Как ни парадоксально звучит, но именно имущественное неравенство, появление частной собственности и раскол общества на классы стало серьезным толчком для возникновения права. 
     	В частной собственности находилась практически вся земля. Поэтому шла постоянная борьба имущих и неимущих. Кроме того, для бедняка не было никакой возможности занять должность в государственном аппарате – все высокие посты занимали богачи.
     	Ярким примером такого пути становления права являются Афины. В Спарте ситуация была несколько иной, поскольку основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Похожая проблема была и у Рима, кроме того, в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.
     	При этом процесс возникновения государства и права протекал параллельно, они оказывали взаимное влияние друг на друга. По сути оба эти процесса вызваны одними и теми же причинами:
     	1. Потребность экономических отношений, которые складывались при наличии частной собственности. Необходимость разделения труда, закрепления экономического статуса товаровладельцев, товарного производства и обращения, а так же создание условий для экономической самостоятельности.
     2. Необходимость поддержания стабильности и порядка в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.
     3. Организация публичной власти, которая была бы отделена от населения, при этом которая была бы способна санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать претворение их в жизнь. 
     4. Превращение человека из существа исключительно «общественного» в относительно самостоятельную личность. Именно это являлось толчком к образованию права. Когда нет разделения коллектива на отдельных субъектов, где каждый человек лишь часть коллектива, не выделен как осознающая свои возможности и свободы личность, в праве просто нет необходимости. 
     Таким образом, можно сделать вывод, что возникновение права связано с рядом факторов.
     1. Выделение человека, как личности и участника общественных отношений, отделение его «я» от общества, его притязание на социальную свободу.
     2. Развитие и усложнение политической и духовной жизни общества, а так же научно-технического прогресса.
     3. Формирование государства. При этом появилась необходимость в новом социальном регуляторе, который мог бы обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность, и вместе с тем закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
     С подобными задачами нормы-обычаи, которые прекрасно работали в первобытном строе, попросту не справлялись. На эту роль пришел новый регулятор - формирующееся юридическое право. Его основной отличительной чертой стала государственная принудительность.
     Именно появление государства можно назвать главной причиной выделения права из всех социальных регуляторов. Именно в этот период появилась необходимость формирования нового общества, поддержания в нем порядка и стабильности. Кроме того, у государства была потребность влиять на обычаи, привычки, традиции своего народа. Это было гарантом целостности государства. 
     В ходе исторического прогресса право все более трансформируется из инструмента государственной власти в самостоятельный мощный регулятор. Сейчас право призвано утверждать в обществе свободу и справедливость, неотъемлемые права и свободы человека.
     Впрочем, в начале своего пути право обретало совсем иные, непривычные для современного человека, формы. Связано это с тем, что право развивалось параллельно с обществом. Так, право существовало в рабовладельческих и феодальных обществах. В нем преобладали такие элементы, которые в современном праве трудно представить. Например, элементы, устанавливающие право личной зависимости. В то время было нормой бесконтрольность и даже произвол институтов публичной власти. Право отражает каждую историческую эпоху, во многом благодаря нему мы можем сложить представление о том или ином государстве в разные времена. Кроме того, оно сильно привязано к местности, на которой развивалось.
     Право развивалось вместе с государством. Со времен древнего мира до наших дней можно отследить правовой прогресс. В полной мере он развернулся в условиях демократии, после победы с буржуазно-демократических революций.
     Этот правовой прогресс во многом связан со всемирно-историческим феноменом — римским частным правом [14 стр. 39].  
     В Древнем Риме была высказана интересная идея о том, что на возникновение права огромное влияние оказали слабости, пороки и другие отрицательные черты человеческой натуры. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам». 
     Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план. 
     Однако исторический опыт говорит о том, что основные причины возникновения права кроются в сфере экономики и с социальной жизни людей, а вовсе не в сфере морали и религии. 
     Право пришло на смену обычаям в то самое время, когда на смену родоплеменной организации пришло государство. И происходит это прежде всего в силу развития экономической сферы, а так же из-за перемен в самом обществе. 
     По мере разделения труда в обществе быстро усилилось социальное и имущественное расслоение. Общество начало постепенно разделяться на различные группы, классы, социальные прослойки. У каждой из них были собственные интересы, взгляды и различный статус. Естественно, подобное расслоение произошло далеко не сразу. Этот процесс происходит уже несколько тысяч лет и до сих пор нельзя сказать, что он завершен. 
     Расслоение общества привело к появлению бедняков и богачей. Выделяется группа знати. Сюда входят вожди, военачальники, жрецы. Теперь ни о каком равенстве и речи не идет. Пользуясь своим положением в обществе, они начинают присваивать себе большую часть добычи от военных набегов, забирают большее количество скота и лучшие земли, получают в необходимом для себя количестве ремесленные изделия и орудия труда. Власть становится наследственной. Теперь ее используют, прежде всего, для защиты личных, а не общественных интересов. Властью они удерживают рабов и неимущих соплеменников. 
     До того, как появилось имущественное и социальное разделение общества, люди не нуждались в праве. Им вполне было достаточно обычаев, которые регулировали бы деятельность общины, рода. Однако после того, как произошло разделение на классы, а каждый индивид осознал себя личностью, а не только частью общества, у каждого из них появились свои интересы. Часто они противоречили друг другу, а потому обычаи, рассчитанные на полное равенство членов общества и на добровольное соблюдение содержащихся в них правил, оказались в таких условиях нежизнеспособными. Для регулирования отношений потребовался новый, более совершенный механизм. Таковым механизмом стало право. 
      Первоначально право складывалось как совокупность новых обычаев, к соблюдению которых обязывали зарождающиеся государственные органы и прежде всего суды. Позднее правовые нормы (правила поведения) устанавливались актами князей, королей и просто наделённых такими полномочиями чиновников.
     В это время правящая знать стремилась навсегда закрепить в новых обычаях и правилах прежде всего собственные интересы, а так же усилить свою власть. Судя по характеру дошедших до нас правовых документов Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Египта и Вавилона, им это чаще всего отлично удавалось. 
     Документы того времени демонстрируют такие особенности права, как закрепление экономического и социальное неравенство. Здесь официально закрепляется наличие или отсутствие права собственности у разных слоев населения, а так же официальное закрепление власти господствующих слоев и классов [18 стр. 264].
     Наряду с могучим влиянием на ход правового развития культуры римского частного права существенную роль в этой области сыграл весь дух эпохи Возрождения, представления и разработки великих мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих других, возвысивших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.
     Эти наработки позволяют выделить основные направления правового прогресса периода буржуазно-демократических революций:
     1. Резкое возвышение правосудия.
     2. Обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями. Здесь речь заходит о естественных правах человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т. д.). Кроме того, начинается реализация концепции общественного договора Теперь государственные и правовые институты не «навязываются сверху», а устанавливаются на основе общественного согласия.
     3. Утверждение начала правового государства. Теперь политическая власть попадает под контроль права. Улучшается взаимодействие между всеми институтами гражданского общества. Теперь наряду с категорией «права и свободы человека» появляются две новые концепции, которые стали основой правового государства 
     Обще дозволительная. Она действует в отношении граждан, их объединений. Сводится к утверждению «Дозволено все, кроме прямо запрещенного законом».
     Разрешительное, действующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц. Сводится к утверждению «Дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»).
     4. Возвышение частного права. В новых экономических условиях демократического общества гражданское право охватывает собственность, договорные обязательства и иные имущественные отношения. Такой подход стал выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом автономии личности, юридического приоритета ее воли. Теперь именно гражданское право выдвигается вперед. Публичное право под его влиянием «отодвигается» и претерпевает существенных изменений, особенно в вопросах, применительных к личности, ее достоинству, абсолютности и нерушимости ее прав. Так, в XIX веке в сфере частного права принимаются важнейшие законодательные акты. К таковым относят Французский гражданский кодекс — Кодекс Наполеона (1801 —1803 гг.), Германское гражданское уложение, и др.
     Конечно, данные тенденции не могли развиваться одинаково во всех странах. Очень часто они имели непоследовательный характер. Кроме того, часто возникали иные тенденции, которые были нужны в зависимости от того, какой в государстве устанавливался режим власти. Так, при авторитарном режиме это были тенденции, связанные с огосударствлением права, усилением в нем репрессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т. д. [21 стр.210].
     Однако, несмотря на все исключения, большинство рассмотренных закономерностей возвышают право. Со временем оно превращается в могучий регулятивно-охранительный фактор, утверждающий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. Нельзя переоценить их значения, особенно сейчас, на современном этапе развития цивилизации.
     Именно право сейчас оказывается в самом центре общественно-политической жизни современного гражданского общества. Это не удивительно. Именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее высокий статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. 
     Именно так происходит предопределение пути развития общества, когда оно становится не только «гражданским», но и «правовым». Правовой характер всего общества (а не только одной государственной власти) в данном случае выступает как преобладающая, самая существенная черта. 
     Среди ряда особенностей права современного гражданского общества следует выделить тот факт, что права и свободы человека с каждым днем становятся все более важной целью законодательства и направления правовой политики. Кроме того, они прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того или иного поведения, предмет судебной защиты. Именно благодаря такому подходу стала реальностью возможность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.
     
1.2. Основные теории возникновения права 

     Тысячелетия на земле устанавливается государственно-правовая действительность.  Она видоизменяется, «подстраиваясь» под потребности времени и государства, однако костяк остается более-менее общим и постоянным. 
     Сейчас люди являются гражданами или подданными определенного государства, что накладывает на них определенные обязательства. В частности, они подчиняются государственной власти, а так же все свои действия подстраивают под правовые предписания и требования, действующие на данной территории. 
     О причинах и путях возникновения права, как неотъемлемой части нашей жизни, люди стали задумываться еще с древних времен. На сегодняшний день существует множество теорий, которые по-разному раскрывают данный вопрос. Связано такое многообразие прежде всего с тем, что все авторы жили в разных государствах и эпохах, имели разные социальные условия и идеологические взгляды, придерживались различных философских взглядов [53 стр. 95].
     В силу многообразия теорий, рассказать о них всех даже вкратце не представляется возможным. Поэтому остановимся лишь на наиболее известных и распространенных. К таковым отнесем:
     1. Теологическую (божественную) теорию. Данная теория зародилась в Древнем мире. Идеи божественного происхождения права впервые зародились в древнем Египте и Вавилоне. В силу особых взглядов того времени, духовенство имело возможность оказывать значительное влияние на формирование общественной мысли и права. Уверенные позиции они сохранили и в дальнейшем. Так, огромную популярность теологическая теория имела во времена становления и развития феодализма.
     В XII – XIII в западной Европе популярность обретает теория «двух мечей». По сути она указывает на верховенство церкви. Даже правитель должен оглядываться на устои и правила, которые идут от религии. Основой теории являются два меча, которые имелись у основателей церкви. Один был оставлен духовниками у себя. Он все время находится в ножнах, ибо не пристало церкви самой использовать меч. Второй вручен государям, чтобы те могли вершить земные дела.
     Согласно концепции данной теории, церковь наделяла государя правом повелевать людьми. Однако вместе с тем он оставался верным слугой церкви. 
     Основной смысл теории сводился к тому, что нет власти выше церковной, церковь ставилась выше государства. Кроме того, нет государства и права «не от бога».
     2. Патриархальную теорию. Родоначальником данной теории считается древнегреческий философ Аристотель. Позже его теория нашла поддержку и развитие в трудах таких исследователь, как англичанин Филмер (XVII в.) и русский государствовед Михайловский (XIX в.).
      Согласно работам Аристотеля, право – это продукт не только естественного развития, но и высшая форма человеческого общения. 
     Позже патриархальная теория была приведена к концепции продолжения отцовской власти. В средние века эта теория обрела популярность и являлась обоснованием для абсолютной (отеческой) власти монарха.
     3. Договорную теорию. Сторонники данной теории, которая берет свое начало в V - IV веках до н. э., придерживаются мнения, что право произошло благодаря так называемому общественному договору. Оно стало результатом «разумной воли народа». Якобы люди добровольно объединились с целью улучшить возможности для обеспечения свободы и взаимных интересов.
     Однако разные авторы рассматривали условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений неодинаково и неоднозначно. Так, английский философ-материалист Том.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%